Бенн. Готфрид.
07.07.2011 в 01:41
Пишет
dharmaniac:
Готфрид Бенн, поэт-патологанатомИз морга с любовью
Готфрид Бенн (1886 – 1956): немецкий поэт-экспрессионист, эссеист, прозаик, патологоанатом, венеролог, временный сторонник нацистского режима.
ПРЕКРАСНАЯ ЮНОСТЬ
Рот девушки, что долго пролежала в камышах,
выглядел таким изгрызенным.
Когда ей вскрыли грудную полость,
пищевод был таким дырявым.
И наконец в полости под диафрагмой
нашли гнездо молодых крыс.
Самая младшая из сестричек сдохла.
Другие жили, питаясь печенью и почкой,
пили холодную кровь и прекрасно
проводили здесь юность.
Прекрасная и быстрая, пришла смерть и к ним:
всех бросили в воду.
Ах, как пищали крохотные мордочки!
немного стихов, аккуратнее
АСТРОЧКА
Пьяницу - возчика пива - положили ко мне на стол.
Какой-то шутник защемил ему между зубов
тёмно-красную астру.
Когда я через грудную полость,
разрезав кожу
длинным ножом,
выделил язык и мягкое нёбо,
то вынужден был её извлечь, потому что она скользила
к лежащему на столе мозгу.
Я вложил её в грудную клетку
между опилками
и зашил, как обычно.
Вволю напейся из своей вазы,
сладко спи,
астрочка!
УГРОЗА
Но знай:
Живу звериным днём. Я водяной час.
По вечерам веки мои сонны, как лес и небо.
Мало слов моей любви известно:
так хорошо в твоей крови.
КРУГОВОРОТ
Единственный боковой зуб девки,
которая умерла безымянной,
содержал золотую пломбу.
Остальные, как по молчаливому договору, были
удалены.
Его выдернул санитар морга,
заложил в ломбарде и пошёл на танцы.
Потому что, сказал он,
только земля должна отойти в землю.
***
- Вон в том ряду лежат, кто снизу сгнил.
А в том ряду лежат, кто сгнил в середке.
Сиделок через час меняем. Вонь!
- Приподыми вот эту простыню.
Комочек сала, слизи, прелых соков -
А было мужиковским мужиком,
Росло, с ума сводило, бесновалось.
- Запомни эту язву на груди.
Букетик роз напоминает гума.
Коснись спокойно. Рана не болит.
- Из той, что с краю, хлещет в три ручья.
Откуда столько крови в человеке?
А той, правей, вдобавок ко всему,
Еще сначала выскоблили двойню.
- Их лечат сном. И только сном, и всем
Новоприбывшим говорят: здесь выспитесь.
По воскресеньям их будят для визитов.
- Есть не хотят. Все в пролежнях. От мух
Спасенья нет. Их раз в неделю моют.
Их моют так, как мыли бы скамьи.
- Похоже на распаханное поле:
Плоть превратилась в почву. Пышет жаром.
Сочится, изловчившись, сок. Земля зовет.
СЛЕПАЯ КИШКА
Стерильно. Бело. Ножей игра.
Живот обработан – нечто под белым.
Скулит в ожидании оробелом.
«Герр тайный советник, ну, пора!»
Вот первый надрез. Как режут хлеб.
«Кровит здесь. Зажим!“ А то, как слеп.
Вглубь глянцевых, влажных мышц полос… -
Стоит на столе букет из роз?
Не гной ли тут брызжет? Вот те на!
Неужто кишка повреждена?
«Со света, герр доктор! Темнота.
Брюшины не видно ни черта!»
«Наркоз! Не могу я удалять.
Пойдёт пациент таким гулять!»
В безмолвии, затхло-спёртом вдруг
отброшенных на пол ножниц звук.
А с ангельским нравом медсестра
с тампоном стерильным для нутра.
«В дерьме не найти мне ничего!»
«Прочь маску! Чернеет кровь его».
«Покрепче – о, царь небесный! –
держите зажим, любезный!»
Всё мешень. Нашёл! В конце-то концов!
«Прижгите, сестра!» Шипит у щипцов.
Тебе посчастливилось, дружок.
До прободенья был на шажок.
«Вам видно зелёный сгусток тот?
В дерьме был за три часа живот».
Зашить всё.. «Пластыри сюда!
Всем доброе утро, господа!»
Скрежещет оскалом смерть, однако,
крадётся за новой жертвой рака.
ЗАЛ РОЖЕНИЦ
Полторы палаты, тринадцать мест
Беднейшие женщины Берлина,
заключенные, проститутки, бездомные…
У всех одна и та же причина
скрючиться – тот же кричащий жест.
Криков нигде не умеют встречать,
как здесь, привычным таким безразличьем.
Здесь всегда есть кому кричать.
«Женщина, тужьтесь! Понятно, да?
Такое не делается без труда.
Так не тяните! Давайте! Ну же!
Дерьмо попрет, бывает и хуже.
Вы не на отдыхе! Здесь не игра!
Что-нибудь сделать и вам пора».
И все это, чтобы вылезти мог
в моче и в кале синий комок.
Вопль остальных в крови и в слезах
приветствует этот будущий прах,
и лишь из двух прорывается глаз
что-то похожее на экстаз.
Тельце свою сыграет роль,
счастье пройдет сквозь него и боль,
а если в хрипах умрет оно,
еще двенадцать вопят все равно.
биография (wiki)
Готфрид Бенн родился 2 мая 1886 в Путлице, в семье лютеранского пастора. Прежде чем поступить на теологический факультет Марбургского университета и в берлинскую Военно-медицинскую академию, он учился в Зеллине и Франкфурте-на-Одере.
Бенн получил известность поэта-экспрессиониста ещё до Первой мировой войны, опубликовав небольшой сборник стихов («Морг», 1912), связанных с физическим разложением трупов, за что подвергался нападкам со стороны моралистов.
« Его поэзия относится к жанру интровертного нигилизма: философия экзистенциализма, в которой имеется лишь одно действие — целенаправленность автора. В ранних работах Бенн активно применял свои медицинские знания, чем демонстрировал читателю гнилую концепцию человечества, приравнивая его к животному миру. — Джон Коллинз (Bullock & Woodings, 1984, p.61) »
В армию Бенн был зачислен в 1914 году, служил короткое время на бельгийском фронте в качестве военного врача. После войны его стихи были включены в легендарную экспрессионистскую антологию «Сумерки человечества» (1919).
Враждебно относился к Веймарской Республике, игнорировал марксизм и американизм. Небольшой период времени Бенн симпатизировал национал-социализму, считая его единственной надеждой на спасение человечества, однако вскоре признал абсурдность идеи и начал писать в немецкие газеты антинацистские статьи, за что был запрещён к печати.
Бенн был включён в состав поэтической секции Прусской Академии в 1932 году и назначен её руководителем в феврале 1933. Однако он не оправдал ожиданий национал-социалистов, за что был исключён из Академии в июне того же года. Потрясенный «Ночью длинных ножей», Бенн немедленно отказался от нацистской идеологии. В мае 1936 года корпус журнала «SS Das Schwarze» признал его экспрессионистскую и экспериментальную поэзию «вырожденной, еврейской и гомосексуалистской». Летом 1937 года Вольфганг Виллрих, член СС, высмеял Бенна в своей книге «Säuberung DES Kunsttempels»; Генрих Гиммлер, однако, вынес выговор Виллриху и поддержал Бенна по причине его хорошей репутации с 1933 года (раннее его творчество не имело для Гиммлера никакого значения). В 1938 году Национал-Социалистическая ассоциация авторов (Reichsschrifttumskammer) запретила Бенну писать.
Во время Второй мировой войны Бенн был отправлен в гарнизоны Восточной Германии, где писал стихи и эссе. После войны его работы были запрещены силами союзников из-за его первоначальной поддержки Гитлера. В 1951 году Бенн получил премию Георга Бюхнера.
Бенн одобрительно оценил «Восстание против современности» Юлиуса Эвола.
Умер Бенн 7 июля 1956 от рака костей в Западном Берлине. Похоронен на кладбище Вальдфридхоф (нем. Waldfriedhof, Лесное кладбище) в Далеме.
Даже несмотря на высокий вклад в поэзию XX века, Готфрид Бенн является малоизвестным поэтом. Такой исход может быть связан с недовольством моралистов.
Тут можно скачать книгу:
Готфрид Бенн - Собрание Стихотворений(Составление, предисловие, примечение и перевод с немецкого В. Топорова. — СПб. Издательская группа "Евразия". (Ultima Thule). — 1997. — 512 c.) URL записи